Московский государственный университет печати. Процедуры и функции. Блочная структура программы. Параметры Как происходит блочная верстка

Часто в больших программах используются подпрограммы для реализации вспомогательных алгоритмов. В ЯА подпрограммы оформляются в виде процедур.

Описание процедур

{имя проц.} PROC {параметр} {тело проц.} {имя проц.} ENDP где {имя проц.} – должно повторяться дважды и используется для обращения к процедуре; {параметр} может принимать одно из двух значений - (по умолчанию) или . К близкой (внутренней) процедуре можно обращаться только из того сегмента команд, где она описана. К дальней (внешней) процедуре можно обращаться из любых сегментов команд программы, в том числе и из того, где она описана. Имена и метки, описанные в процедуре, не локализуются внутри нее, поэтому должны быть уникальными в программе. Хотя в АЯ можно описать одну процедуру внутри другой, никакой выгоды это не дает и обычно не используется.

Вызов процедур

На ЯА все переходы между основной программой и процедурой нужно организовывать самим. Если из процедуры возможен возврат в DOS, то ее можно вызвать командой перехода на имя процедуры JMP {имя проц.} Если нужен возврат в вызывающую программу, то проще всего использовать команду обращения CALL {имя проц.} Тогда в теле процедуры должна быть команда возврата RET Есть другая возможность: запомнить адрес возврата с использованием стека и организовать возврат командами переходов. При вызове процедуры следует учитывать параметры, передаваемые процедуре, и ее расположение относительно точки вызова, т.е. тип перехода в команде CALL определяется автоматически, например (для процедуры p). P CALL P Если это – близкий вызов (NEAR), то производятся следующие действия: Stack:= AB, IP:= offset P где АВ – адрес возврата, т.е. эффективный адрес команды, следующей за вызовом; Дальний вызов (FAR) обеспечивает действия: Stack:= CS, Stack:= AB, CS:= seg P, IP:= offset P Если описание процедуры находится в сегменте ниже команды вызова, то следует указать атрибут перехода оператором PTR. Например , CALL FAR PTR P; дальний вызов P

Расположение процедур в сегменте

    Внутренние процедуры находятся в одном сегменте с вызывающей программой.
При этом возможны 3 варианта расположения: а) Все процедуры размещены раньше основной (вызывающей) программы, которая может быть также оформлена в виде процедуры.Например: Text SEGMENT ‘code’ ASSUME CS: text, DS: data, SS: stack A1 PROC … RET A1 ENDP Main PROC MOV AX, data MOV DS, AX … CALL A1 … MOV AX, C400h INT 21h Main ENDP Text ENDS Data SEGMENT … Data ENDS Stack SEGMENT ‘stack’ … Stack ENDS END Main б) все процедуры – ниже точки вызова. в) процедуры – внутри основной процедуры, возможно даже, что процедура внутри другой процедуры (хотя никакой выгоды это не даёт)Например, … Main PROC … CALL A1 … MOV AX, C400h INT 21h A1 PROC … RET A1 ENDP Main ENDP Text ENDS 2) Внешние процедуры располагаются в других сегментах или в других файлах.Наприме р, текст основной программы находится в файле P.asm Text SEGMENT public ‘code’ ; объединение модулей последовательно; в общий сегмент ASSUME CS: text, DS: data, SS: stack EXTRN stop: proc; объявление внешнего имени Main PROC … CALL Stop … Main ENDP Text ENDS Data SEGMENT … Data ENDS Stack SEGMENT ‘stack’ … Stack ENDS END Main Исходный текст процедуры находится в файле P1.asm Text SEGMENT public ‘code’ ASSUME CS: text PUBLIC stop; объявление имени доступным извне Stop proc …

Stop ENDP text ENDS END ; конец файла без точки входа Объединение этих файлов происходит на шаге компоновки, т.е. требуется раздельная трансляция. Например, для MASM MASM/ZI PR MASM/ZI P1 где ZI – опция, позволяющая поместить в объектный файл полную информацию о номерах строк и символах исходного модуля (ИМ). После образования PR.obj и P1.obj их нужно скомпоновать в единый загрузочный файл LINK/C0 PR P1, COMPOZ где С0 – опция, передающая в загрузочный файл символьную информацию, позволяющую отладчику CV выводить на экран полный текст ИМ, включая метки и комментарии. Модуль COMPOZ.exe готов к исполнению. Можно подключить процедуру из библиотеки . Для этого перед сегментами ИМ помещается директива INCLUDE {имя файла библиотеки}Наприме р, для подключения файла IO.asm следует записать INCLUDE IO.asm S SEGMENT ‘stack’ … S ENDS D SEGMENT ‘data’ … D ENDS C SEGMENT ‘code’ ASSUME CS:C, SS:S, DS:D Begin: … … C ENDS END Begin

Передача параметров между процедурами (организуется по желанию программиста)

    Передача параметров через регистры МП
Передавать значения фактических параметров можно через регистры МП по желанию программиста. Например , ; процедура вычисления AX:= max {AX, BX} max proc far CMP AX, BX JGE Max1 MOV AX, BX Max1: RET max endp … ; в основной процедуре … MOV AX, A ; подготовка параметров MOV BX, B ; к вызову процедуры CALL max MOV C, AX ; сохранение результата …
    Передача параметров по ссылке означает передачу адреса (имени) ячейки памяти, соответствующей фактическому параметру (передача именованного значения из ассемблера в Pascal). Для этого можно использовать имя ячейки памяти или загрузить адрес перед вызовом процедуры в регистр (BX, BP, SI или DI, т.к. в процедуре можно использовать эти регистры для адресации).
Например , командой LEA BX, B CALL……
    Передача параметров через стек.
Передача параметров через регистры ограничена их небольшим количеством. Если параметров много (больше 5-ти), их передают через стек следующим образом: - Основная программа записывает в стек фактические параметры (значения или адреса); - В процедуре используются параметры, записанные в стек.Например: ; вызов p(a1,…, ak) PUSH a1 … PUSH ak CALL p … В процедуре можно использовать дополнительный указатель стека BP, но в начале процедуры следует сохранить значение BP, которое использовалось в вызывающей программе, т.е. ; начало процедуры Р P proc PUSH BP ; сохранение BP MOV BP, SP ; настройка BP на вершину стека … Затем можно использовать базовую адресацию. Например, для близкого вызова – адрес возврата, занесенный в стек автоматически, – адрес последнего параметра ak. До возврата из процедуры следует восстановить BP командой POP BP затем очистить стек от передаваемых параметров, чтобы он не перегружался при многократном вызове процедур, т.е. установить в SP значение, на 2*k больше, чем было после вызова процедуры. Есть 2 возможности корректного возврата из процедуры. а) корректировать SP в вызывающей программе
; конец процедуры ; в вызывающей программе
POP BP CALL p
RET ADD SP, 2*k ; коррекция SP
P ENDP
б) использовать команду возврата с восстановлением стека, имеющую вид для близкого вызова RET {cnt} где {cnt} – счетчик (константное выражение), размером слово. Команда выполняет следующие действия: IP:= Stack SP:= SP + {cnt} Тогда конец процедуры имеет вид: POP BP RET 2*k p ENDP Для дальнего вызова процедуры команда возврата имеет вид RET {cnt} и выполняет следующие действия: IP:= Stack CS:= Stack SP:= SP + {cnt} При таком возврате из процедуры в вызывающей программе дополнительные действия не требуются.
    Проблема сохранения регистров при обращении к процедуре
Чтобы процедура не портила значения регистров, которые использовались в вызывающей программе, требуется в тексте процедуры перед использованием какого-либо регистра сохранить его «старое» значение в стеке, а в конце процедуры все сохраненные значения восстановить.Например , если в процедуре будет использоваться регистр CH, то его следует сохранить в стеке, но стек запоминает только со слова, поэтому в процедуре будет фрагмент: PUSH CX ; сохранение «старого» CX MOV CX, 0 ; использование CX в процедуре … ; перед выходом из процедуры POP CX ; восстановление «старого» CX Таким образом, получится обобщенная схема близкой (NEAR) процедуры с параметрами, передаваемыми через регистры и через стек

{имя проц} proc

PUSH BP для обслуживания

Mov BP, SP стека

PUSH сохранение регистров,

используемых в процедуре

тело проц.

РОР... восстановление регистров

РОР ВР восстановление BP

4.8. Блочная структура.

Язык “C” не является языком с блочной структурой в смыс-

ле PL/1 или алгола; в нем нельзя описывать одни функции

внутри других.

Переменные же, с другой стороны, могут определяться по

методу блочного структурирования. Описания переменных (вклю-

чая инициализацию) могут следовать за левой фигурной скоб-

кой,открывающей любой оператор, а не только за той, с кото-

рой начинается тело функции. Переменные, описанные таким об-

разом, вытесняют любые переменные из внешних блоков, имеющие

такие же имена, и остаются определенными до соответствующей

правой фигурной скобки. Например в

INT I; /* DECLARE A NEW I */

FOR (I = 0; I < N; I++)

Областью действия переменной I является “истинная” ветвь

IF; это I никак не связано ни с какими другими I в програм-

Блочная структура влияет и на область действия внешних

переменных. Если даны описания

То появление X внутри функции F относится к внутренней пере-

менной типа DOUBLE, а вне F - к внешней целой переменной.

это же справедливо в отношении имен формальных параметров:

Внутри функции F имя X относится к формальному параметру, а

не к внешней переменной.

4.9. Инициализация.

Мы до сих пор уже много раз упоминали инициализацию, но

всегда мимоходом, среди других вопросов. Теперь, после того

как мы обсудили различные классы памяти, мы в этом разделе

просуммируем некоторые правила, относящиеся к инициализации.

Если явная инициализация отсутствует, то внешним и ста-

тическим переменным присваивается значение нуль; автомати-

ческие и регистровые переменные имеют в этом случае неопре-

деленные значения (мусор).

Простые переменные (не массивы или структуры) можно ини-

циализировать при их описании, добавляя вслед за именем знак

равенства и константное выражение:

CHAR SQUOTE = "\”;

LONG DAY = 60 * 24; /* MINUTES IN A DAY */

Для внешних и статических переменных инициализация выполня-

ется только один раз, на этапе компиляции. Автоматические и

регистровые переменные инициализируются каждый раз при входе

в функцию или блок.

В случае автоматических и регистровых переменных инициализа-

тор не обязан быть константой: на самом деле он может быть

любым значимым выражением, которое может включать определен-

ные ранее величины и даже обращения к функциям. Например,

инициализация в программе бинарного поиска из главы 3 могла

бы быть записана в виде

INT HIGH = N - 1;

INT LOW, HIGH, MID;

По своему результату, инициализации автоматических перемен-

ных являются сокращенной записью операторов присваивания.

Какую форму предпочесть - в основном дело вкуса. мы обычно

используем явные присваивания, потому что инициализация в

описаниях менее заметна.

Автоматические массивы не могут быть инициализированы. Внеш-

ние и статические массивы можно инициализировать, помещая

вслед за описанием заключенный в фигурные скобки список на-

чальных значений, разделенных запятыми. Например программа

подсчета символов из главы 1, которая начиналась с

INT C, I, NWHITE, NOTHER;

NWHITE = NOTHER = 0;

FOR (I = 0; I < 10; I++)

Ожет быть переписана в виде

INT NDIGIT = { 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0 };

MAIN() /* COUNT DIGITS, WHITE SPACE, OTHERS */

Эти инициализации фактически не нужны, так как все присваи-

ваемые значения равны нулю, но хороший стиль - сделать их

явными. Если количество начальных значений меньше, чем ука-

занный размер массива, то остальные элементы заполняются ну-

лями. Перечисление слишком большого числа начальных значений

является ошибкой. К сожалению, не предусмотрена возможность

указания, что некоторое начальное значение повторяется, и

нельзя инициализировать элемент в середине массива без пере-

числения всех предыдущих.

Для символьных массивов существует специальный способ

инициализации; вместо фигурных скобок и запятых можно ис-

пользовать строку:

CHAR PATTERN = “THE”;

Это сокращение более длинной, но эквивалентной записи:

CHAR PATTERN = { "T", "H", "E", "\0" };

Если размер массива любого типа опущен, то компилятор опре-

деляет его длину, подсчитывая число начальных значений. В

этом конкретном случае размер равен четырем (три символа

плюс конечное \0).


Основаниям. При этом философская абстракция языка оказывается неразрывно связана с основными темами и движениями философии в целом. Более конкретно, на ранние стадии традиционно рассматриваемого в рамках АФ анализа обыденного языка глубокое влияние оказала философия Дж. Э. Мура, особенно его учение о здравом смысле, согласно которому такие понятия, как «человек», «мир», «я», «внешний мир», « ...

И других странах СНГ, а также облегчение доступа к русской и мировой культуре и науке. Таким образом, судя по данным наших исследований, востребованность русского языка осталась в республике достаточно высокой. Многие представители современной молдавской молодежи продолжают, как их отцы и деды, тянуться к русской культуре, научным и техническим достижениям России. Русский язык остается языком...

Рисуночное словесно-слоговое письмо). Памятники среднеэламского периода (14-12 вв. до н.э.) выполнены аккадской клинописью. Памятники новоэламского периода относятся к 8-6 вв. до н.э. Был официальным языком в персидском государстве Ахеменидов в 6-4 вв. предполагается, что он, подвергшись влиянию древнеперсидского, сохранился до раннего средневековья. 7. Бурушаски язык Язык бурушаски (...

... /диалект), скифский, согдийский, среднеперсидский, таджикский, таджриши (язык/диалект), талышский, татский, хорезмийский, хотаносакский, шугнано-рушанская группа языков, ягнобский, язгулямский и др. Они относятся к индоиранской ветви индоевропейских языков. Области распространения: Иран, Афганистан, Таджикистан, некоторые районы Ирака, Турции, Пакистана, Индии, Грузии, Российской Федерации. Общее...

Как правило, процедуры и функции располагаются в разделах процедур и функций, то есть являются вложенными внутрь программ или других подпрограмм. При таком вложении описание подпрограммы есть составляющая блока, и сама подпрограмма включает в себя блок, то можно ввести понятия внешний и внутренний блок.

Внешний блок – это блок, в который вложена подпрограмма. Внутренний блок - сама подпрограмма. Все описания, расположенные во внешних для данной подпрограммы блоках, называются глобальными по отношению к блоку, который образует данная подпрограмма. Все описания, расположенные во внутреннем блоке называются локальными. Можно ввести понятие уровень вложенности. Если в разделе описания процедур и функций описаны две или более подпрограмм, то говорят, что эти подпрограммы одного уровня вложенности. По отношению к внешнему блоку они являются внутренними. По отношению между самими подпрограммами мы не можем использовать термины внешняя или внутренняя, так как они одного уровня вложенности. Если в разделе описания процедур и функций внешнего блока вложена подпрограмма, внутри которой в таком же разделе расположена другая подпрограмма, то мы говорим о разном уровне вложенности этих подпрограмм. Для третьего блока, представляющего собой самую внутреннюю подпрограмму, оба блока, в которые она вложена, будут внешними. Уровень вложенности этой подпрограммы 2. Для второго блока третий блок будет внутренним, а первый - внешним. Уровень вложенности второго блока 1. Для первого блока (самого внешнего) второй и третий блоки будут внутренними. Уровень вложенности первого блока 0, т.е. этот блок является основной программой.

Для примера рассмотрим структуру блоков, предложенную автором языка (рис.16.16). Здесь в седьмой раздел программы A вложены две подпрограммы B и C. В подпрограмму В вложена подпрограмма D. В свою очередь в подпрограмму D вложена подпрограмма G. В подпрограмму С вложены две подпрограммы E и F.

Рис. 16.16. - Пример блочной структуры

Разберемся со сферой действия описаний. Описания меток действуют только внутри раздела операторов блока, в котором они описаны. Все остальные описания действуют не только внутри блока, в котором они описаны, но и во всех внутренних блоках, вложенных в данный блок (вне зависимости от глубины вложенности). При этом казалось, что могут возникнуть конфликты между глобальными и локальными описаниями , так как в разных блоках одинаковыми именами могут быть поименованы разные понятия. Для того чтобы таких конфликтов не возникало, принято следующее правило - все имена, определяемые в локальных описаниях, отменяют действия совпадающих имен, описанных в глобальных описаниях. На рис. 16.17 показано расположение блоков из примера по уровням. Здесь линиями со стрелками показано действие глобальных описаний. Так в блоке G действуют описания внешних блоков D, B, A.

Рис. 16.17. - Расположение блоков по уровням и действие глобальных описаний

Особо рассмотрим доступ к подпрограммам. Любая подпрограмма может быть вызвана:

    из раздела операторов блока, в котором она описана;

    из раздела операторов самой себя (прямая рекурсия);

    из раздела операторов любой внутренней подпрограммы по отношению к данной (косвенная рекурсия);

    из раздела операторов любой подпрограммы, описанной ранее в том же блоке, где и данная подпрограмма.

Эти правила можем переформулировать следующим образом – любая подпрограмма может вызывать на исполнение:

    любую подпрограмму, описанную в разделе подпрограмм данной;

    саму себя (прямая рекурсия);

    все внешние подпрограммы по отношению к данной (косвенная рекурсия);

    подпрограммы, описанные ранее на том же уровне вложенности.

Взаимодействие блоков (подпрограмм) из примера показано на рис. 16.18.

Рис. 16.18 - Пример взаимодействия между блоками

Здесь линиями со стрелками показаны возможности вызова подпрограмм на выполнение (стрелки указывают направление вызова). Так, например, из программы А могут быть вызваны только подпрограммы В и С, которые вложены в седьмой раздел. Из подпрограммы F могут быть вызваны сама подпрограмма F (прямая рекурсия), подпрограмма С, в которую она вложена (косвенная рекурсия), и подпрограмма Е (находится на одном уровне и описана ранее). з программы А могут быть вызваны подпрограммы B и С. В таблице 16.9 для перечислены все возможные взаимодействия между блоками. Здесь основной алгоритм – блок, из которого производится вызов подпрограммы, вспомогательный алгоритм – вызываемая подпрограмма.

Таблица 16.9. Пример взаимодействия между блоками

Модуль - это функционально самостоятельная часть программы, содержащая набор связанных между собой переменных, констант, функций и процедур, предназначенных для реализации каких-либо ее функциональных возможностей. Модуль можно отлаживать независимо от других модулей программы и, таким образом, организовать совместную работу нескольких программистов над одной программой, разбитой на модули.

С помощью модулей можно создавать библиотеки подпрограмм, которые могут храниться как в виде исходного, так и в виде объектного кода (кода, уже готового к совместной компиляции и объединению с другими модулями). В Delphi откомпилированный объектный код модуля хранится в файлах с расширением «.dpu».

Структура модуля аналогична структуре программы на языке Паскаль. Заголовок для модуля обязателен и начинается со слова UNIT (вместо PROGRAM как в обычной программе):

Unit <имя модуля>;

Имя модуля должно совпадать с именем файла на языке Pascal. Когда Delphi автоматически генерирует различные модули, он делает так, чтобы имя модуля совпадало с именем файла.

В отличие от программы, тело модуля (раздел операторов) может отсутствовать. Оно используется для инициализации переменных модуля и производится перед выполнением операторов основной программы. Модуль содержит две обязательные части: интерфейсную и исполнительную.

Интерфейсная часть модуля также называется открытой, а исполнительная - закрытой. Объявления в интерфейсном разделе часто называют открытым интерфейсом, а объявления в разделе реализации - закрытым интерфейсом. Все переменные и функции, объявленные в интерфейсном разделе, доступны для всех модулей и программ, которые подключают этот модуль. Все переменные и функции, объявленные в разделе реализации, доступны только в этом модуле. Такое разделение области видимости сделано специально для того, чтобы скрыть от пользователя те промежуточные этапы вычислений, которые ему нет необходимости знать и которые он может по неосторожности или умышленно испортить. При этом обеспечивается надежная защита всех функций и переменных, которые предназначены только для внутреннего использования, хотя это не всегда удобно, и приходится писать дополнительные функции для доступа к внутренним переменным.

Интерфейсная часть начинается со слова Interface. Через интерфейс осуществляется связь основной программы с модулем или модуля с другими модулями. В интерфейсной части указываются объекты (процедуры, функции, переменные, константы, типы), доступные любым пользователям этого модуля.

Среди процедур и функций модуля могут быть вспомогательные, которые разработчик модуля может не включать в интерфейсное описание, тогда они будут скрыты от пользователей и недоступны к использованию вне модуля.

Если модуль использует в своей работе возможности (процедуры, функции, переменные) других модулей, то это указывается в начале модуля с помощью конструкции USES, после которой указываются имена всех модулей, подключенных к данному, например:

Uses M1 , М2 ...;

Далее в интерфейсной части описываются константы, типы, переменные, процедуры и функции, которые могут быть использованы при вызове этого модуля, причем процедуры и функции указываются в виде заголовков, без тела. Сами тела процедур описываются позже в закрытой - исполнительной - части модуля. Очень важно в интерфейсной части с помощью комментариев задокументировать все назначения для каждого элемента интерфейсной части, все параметры, константы и типы, чтобы пользователи модуля могли без труда его использовать.

Интерфейсная часть заканчивается с началом исполнительной части. Исполнительная часть начинается с ключевого слова Implementation. Она содержит тела всех процедур и функций, описанных в интерфейсной части. Она может включать локальные метки функций и разделов операторов. После слова Implementation также может следовать слово Uses со списком модулей, которые используются в исполнительной части. Далее указываются метки, типы, константы, переменные, процедуры и (Ьункпии модуля.

После исполнительной части может следовать необязательная часть инициализации данных, начинающаяся с ключевого слова Initialization. В ней располагаются операторы, выполняемые один раз при первом обращении к модулю,

В конце модуля может идти необязательная часть завершения, начинающаяся с ключевого слова Finalization, в которой размещаются операторы, выполняемые при любом завершении работы модуля. Завершается модуль ключевым словом «end.» с обязательной точкой в конце.

Кратко синтаксис описания модуля выглядит так:

Если в разных модулях используются одноименные переменные, то для доступа к переменной модуля следует использовать префикс:

<имя модуля>. <имя переменной>.

Пример 10.1. Рассмотрим возможности взаимосвязи модулей. Программа может получиться короче, если разрешить модулям использовать внутренние элементы друг друга.

пометка">тесная взаимосвязь между модулями (или высокая степень сцепления модулей), и в таком случае становится невозможно использовать их по отдельности, что нарушает принципы модульного программирования.

Если сделать перекрестное подключение в интерфейсных разделах, то компилятор зафиксирует ошибку. Перекрестное подключение модулей можно делать только в разделах реализации, но лучше этого избегать из-за получающейся взаимной зависимости модулей.

Обычно при проектировании программ разбиение проекта на модули происходит в самом начале разработки программной системы. Этот процесс называется модуляризацией. Как правило, этим занимается системный аналитик проекта и его группа. Считается, что размер модуля должен колебаться в пределах 30-300 строк исходного текста. Наглядность модуля существенно улучшается благодаря использованию в заголовке (начале) модуля комментариев и подробного описания его функций. При беглом просмотре достаточно читать комментарии-заголовки, практически не обращая внимания на весь остальной текст.

Обычно результат модуляризации изображается в виде графа взаимосвязи модулей и (или) подсистем. Основой («корнем») этого графа является главная программа. Каждая вершина графа представляет собой модули, а дуги, соединяющие вершины, показывают взаимосвязь модулей между собой.

Около вершин графа прописываются интерфейсные элементы: имена процедур, функций, констант, переменных, объявленных в открытой части модуля, которые далее более подробно описываются в комментариях к модулю в виде полного описания интерфейсной части. Над дугами прописываются те имена, которые используются в связанном (обычно родительском) модуле. При этом связь может быть перекрестной, т.е. модуль А использует интерфейсные элементы модуля В и. наоборот, модуль В использует интерфейсные элементы модуля А. Как уже говорилось, такое проектирование нежелательно, но возможно. В этом случае используемые интерфейсные элементы прописываются над и под дугой, соединяющей модули. Приведем пример такого графа (рис. 10.1
).

Здесь основная программа Р разбивается на три основных модуля М1, М2, МЗ. Из этих модулей в программе используются интерфейсные элементы А, В, С (из первого модуля), D (из второго модуля), F, G, К, L (из третьего модуля). Каждый из этих модулей разбивается на более мелкие, например, М2 разбивается на М2.1, М2.2, М2.3 и т.д. Из этой схемы, например, видны перекрестные ссылки между модулями М2 и М3, а также между М2.2 и М2.3.

После завершения модуляризации каждый модуль распределятся для кодирования между программистами с целью независимого написания кода и отладки. Однако в таких случаях часто возникает ситуация, когда в родительском модуле предполагается использование процедур и функций дочерних модулей, но дочерние модули еще не закодированы другими программистами. Например, в модуле МЗ используются элементы К, L из дочерних модулей, но эти модули пока не готовы. Как быть программисту, реализующему код модуля МЗ? Выход из этой ситуации осуществляется посредством написания в родительском модуле процедур (или функций) «заглушек», которые по имени и параметрам полностью совпадают с элементами К, L. Заглушки позволяют компилировать и выполнять программу в отладочном режиме.

«Заглушка» - процедура представлена точной спецификацией заголовка (название и параметры) и пустым телом. «Заглушка» - функция представлена точной спецификацией заголовка (название и параметры) и имеет в теле всего один оператор, возвращающий значение функции. Например, тело функции-заглушки L может быть таким:

формула" src="http://hi-edu.ru/e-books/xbook691/files/ris-page173.gif" border="0" align="absmiddle" alt="

При хорошей модуляризации граф взаимосвязей модулей, как правило, представляет собой дерево, а интерфейсные элементы используются по графу от листьев дерева к узлам более высокого уровня. Однако такое не всегда возможно, и приходится анализировать и проводить оптимизацию графа. Для анализа качества результатов модуляризации используются две характеристики: связность модуля и сцепление модулей, которые рассматриваются далее.

Связность модуля определяется как мера независимости составляющих частей модуля. Чем выше связность модуля, тем лучше результат проектирования. Типы связности (в скобках указан коэффициент силы связности):

  • функциональный (сильная связность) - 10;
  • последовательная - 9;
  • коммуникативная - 7;
  • процедурная - 5;
  • временная - 3;
  • логическая - 1;
  • по совпадению (слабая связность) - 0.

Модуль с функциональной связностью не может быть разбит на два других, имеющих связность того же типа. Если в модуле присутствуют подпрограммы управления входными-выходными потоками, и в нем есть основная часть по обработке этих данных, то модуль выполняет единую функциональную задачу. Как правило, такой модуль реализуется последовательностью операций в виде единого цикла и имеет функциональную связность.

Модуль, имеющий последовательную связность, может быть разбит на последовательные части, выполняющие независимые функции, но к совместно реализующие единственную функцию. Если один и тот же модуль используется для оценки, а затем для обработки данных, то он имеет последовательную связность. Модуль с последовательной связностью реализуется как последовательность операций или последовательность циклов.

Если модуль составлен из независимых модулей, разделяющих структуру данных, то он имеет коммуникативную связность. Общая структура данных является основой для его организации как единого модуля. Если модуль спроектирован так, чтобы упростить работу со сложной структурой данных, изолировать эту структуру, то он имеет коммуникативную связность. Такой модуль предназначен для выполнения нескольких различных и независимо используемых функций (запоминание и поиск данных). Если модуль разработан так, чтобы изолировать выбор алгоритмов, он имеет функциональную связность. Такой модуль может обрабатывать данные с изолированной структурой, но при вызове считается, что он выполняет единственную функцию. Модули высшего уровня иерархической структуры программы должны иметь функциональную или последовательную связность. Для модулей обслуживания (вспомогательного) предпочтительнее коммуникативная связность. Если модули имеют процедурную, временную, логическую или случайную связность, это свидетельствует о недостаточно продуманном их планировании. Модификация уже существующей программы часто приводит к этим типам связности.

Процедурная связность обнаруживается в модуле, управляющие конструкции которого организованы так, как изображены на структурной схеме программы. Такая структура модуля может возникнуть при расчленении длинной программы на части в соответствии с передачами управления, но без определения какого-либо функционального базиса при выборе разделительных точек. Если для уменьшения размеров модуль делится на два независимых модуля (один предназначен для обработки объявлений процедур и данных, а второй - для выполнения управляющих конструкций), то каждый из них имеет процедурную связность. Лучшим решением следует считать такое, при котором исходный модуль обращается к нескольким другим модулям (как правило, к трем-четырем), при этом каждый из них выполняет различные функции.

Модуль, содержащий части функционально несвязные, но необходимые в один и тот же момент обработки, имеет временную связность (связность по классу). Имеют место случаи, когда все множество требуемых в момент входа в программу функций выполняется независимым модулем активации. Вместо использования одного независимого модуля для активации в начале программы и другого для перевода в пассивное состояние в конце программы функции следует распределить между различными модулями.

Если в модуле определены операторы только по признаку функционального подобия (если все операторы предназначены для чтения или записи данных), а также для настройки параметров модуля применяется алгоритм переключения. Такой модуль имеет логическую связность, поскольку его части ничем не связанны, а имеют небольшое сходство между собой, например, модуль, состоящий из разнообразных подпрограмм для обработки ошибок. С другой стороны, модуль, предназначенный для записи в файл разнообразных сообщений об ошибках, имеет коммуникативную связность, если из файлов сообщений об ошибках с его помощью может быть получена вся выходная информация.

Если операторы модуля объединяются произвольным образом, например, когда нужно указать их размещение в области памяти, такой модуль имеет связность по совпадению.

Три наиболее слабых типа связности возникают, как правило, в результате неправильного проектирования программы, поэтому нужно добиваться функциональной, последовательной, коммуникативной или процедурной связности.

Сцепление модулей определяется как мера относительной независимости модулей. Независимые модули могут быть модифицированы без переделки каких-либо других модулей. Слабое сцепление более желательно, так как это означает высокий уровень независимости модуля. Модули считаются полностью независимыми, если каждый из них не содержит информации о другом. Чем больше информации о других модулях используется в них, тем меньше они независимы и тем теснее сцеплены. Такая информация появляется в результате перекрестного использования имен модулей, назначения вызываемых последовательностей, неявного применения входных и выходных кодов, а также из данных, определяемых структурами общих областей памяти. Чем очевиднее взаимодействие двух связных друг с другом модулей, тем проще определить необходимую корректировку одного модуля, зависящую от изменений, производимых в других. Большая изоляция и непосредственное взаимодействие модулей приводит к трудностям в определении границ изменений одного модуля, которые устраняли бы ошибки в других. Ниже приведены примерные меры сцепления модулей (в различных источниках оценки степени сцепления отличаются) (табл. 10.1).

Раньше на просторах Интернета был широко распространён табличный тип вёрстки, которому посвящена . Однако со временем этот подход к созданию структуры сайта устарел, и на смену ему пришла блочная вёрстка.

Отличия блочной вёрстки от табличной

Если табличная вёрстка подразумевает, что содержимое страницы находятся внутри тега

, то концепция блочной вёрстки основана на активном использовании универсальных тегов
, внутрь которых помещается содержимое, включая другие теги.

Блочная вёрстка лишена недостатков табличной - поисковыми системами она индексируется лучше, её код не такой развесистый, да и блоки

, которые так любят называть «слоями», изначально задумывались универсальными, то есть «для всего», тогда как
- это таблица, которую нужно использовать для отображения табличных данных и не более того.

Единственный ощутимый минус блочной вёрстки - сделанные на ней сайты могут по-разному отображаться в обозревателях. Чтобы этого избежать, нужно делать вёрстку «кроссбраузерной», то есть одинаково отображаемой любым обозревателем.

Суть блочной вёрстки

В графическом редакторе создаётся макет сайта: размечается, где какая область страницы (шапка, низ, боковая панель, основной контент) будет находиться и сколько места занимать, готовятся картинки, фоны.

Каждая часть страницы помещается в свой блок

: верх сайта - в первый, меню - во второй, контент - в третий и т. д. Каждый блок наполняется содержимым средствами HTML, а также позиционируется и оформляется с помощью CSS-разметки.

Конечный HTML-документ представляет собой набор блоков

с контентом внутри. Оформление зачастую находится в отдельном CSS-файле, подключенном к странице тегом , или как минимум в контейнере